28 апреля 2020
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
5 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ISTOCKPHOTO.COM/MARTINWIMMER

Кто такой технопредприниматель
и почему это касается школ в городах-миллионниках

Понятие «технопредприниматель» объединяет в себе специалиста и бизнесмена. Специалист разбирается в технологии: как это работает, как улучшить и починить. Предприниматель разбирается в бизнесе: умеет найти команду, привлечь инвестиции, упаковать, монетизировать и продвинуть продукт.

Пример технопредпринимателя — Илон Маск. Он генерирует идеи, занимается продуктом, привлекает финансирование — разбирается во всём. Чтобы преуспеть в техносфере, нужно быть подкованным технически, финансово, законодательно, уметь проверять гипотезы и анализировать.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия экономика труда потребует именно таких специалистов — одинаково хорошо образованных в техническом плане и в сфере бизнеса. Молодые технопредприниматели, которые мотивированы на успех, понимают запросы технологических рынков, умеют работать в команде, знают основы бизнеса, тонкости технологических процессов и обладают фундаментальными инженерными компетенциями, способны стать основой бизнеса ближайшего будущего.

Как это касается школ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) «Роснано» поручил ОАНО Школа «Летово» разработку учебной программы, которая поможет школьникам с профориентированием. По задумке, через полтора года каждая российская школа сможет реализовать эту программу у себя.

Программа, которую разрабатывает ОАНО школа «Летово» заключается в том, чтобы развивать у школьников технопредпринимательские навыки в сфере высоких технологий. Пока что проект запустят в виде внеурочной деятельности школьников, в будущем возможно будет включение в учебный план в виде проектной деятельности.

В последнее время о не­об­хо­димос­ти обу­чения школь­ни­ков тех­нопредп­ри­нима­тель­ству го­ворят на са­мых раз­ных уров­нях. ФИОП «Роснано» систематически приобщает школьников к достижениям отечественной и мировой наноиндустрии и знакомит молодежь с деятельностью технологических предпринимателей, например, с этой целью была запущена образовательная программа «Школьная лига РОСНАНО». На уровне регионов проекты стали появляться с 2017 года в рамках «Президентских грантов». А в 2020 году, Владимир Путин прямо поручил Министерству Просвещения РФ до 1 сентября представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей.

Что в программе

Школьники будут обучаться по двум основным блокам: технологии и предпринимательство. Технологическая часть будет реализована по стратегическим направлениям деятельности ФИОП: новые материалы и покрытия, энергоэффективность, передовые производственные технологии, наноэлектроника, оптоэлектроника, фотоника, качество жизни.

Предпринимательская часть будет направлена на формирование следующих компетенций: командная работа, анализ рынка, работа с инструментами управления и каналами коммуникации, жизненного цикла проекта, инвестиционных стадий, типов инвесторов, понимание жизненного цикла проекта, инвестиционных стадий, типов инвесторов, презентация проекта, финансовое моделирование, юнит-экономика, защита интеллектуальной собственности.

Обучение проходит с использованием современных обучающих форматов — игровые бизнес-практики, бизнес-симуляторы и кейсовые задачи от технологических компаний.

Как устроено изучение тем

Обычно развивающие программы прокачивают что-то одно — программирование, дизайн, маркетинг. ФИОП взялся за то, чтобы комплексно развивать в школьниках навыки технопредпринимателей. Каждая тема устроена так, чтобы подтолкнуть школьников на решение проблем и вызовов, которые стоят перед человечеством: энергетика, связь, нанотехнологии и так далее.

В программе школьников ждёт много практики и командной работы.

Изучение тем подразумевает погружение как в технологические аспекты современного производства и технологий, так и в бизнесовые. Например, изучая модуль «Литий-ионные аккумуляторы», школьники получают знания из физики, химии, анализируют особенности источника энергии, думают, как усовершенствовать и применить в коммерции, например, в электромобиле.

Почему школам нужно обратить на это внимание

Программа поможет с профориентацией. В 17 лет школьнику ещё тяжело определиться с профессией, а система образования уже требует. Если внедрять такие программы в школах, это поможет ученикам разобраться, хотят ли они продолжать профессионально заниматься технологиями или попробовать себя в другой сфере.

Задача не только определить желаемую профессию для тех, кому нравится, но и помочь понять остальным, что это не для них. Так, подростки смогут разобраться в интересах ещё в школе и пойдут в медицину, юриспруденцию или менеджмент. Но, скорее всего, удастся вдохновить детей, которые до этого не задумывались, кто разрабатывает гаджеты, сервисы и приложения.

Школы начнут выпускать школьников с подготовкой в техносфере и станут конкурентнее. В 2020-ом кадры
в техносферу чрезвычайно востребованы. Зарплаты разработчиков, инженеров, программистов постоянно растут. Пять лет назад зарплату в 90 тысяч, а теперь от 150. И так везде, где присутствуют современные технологии.

Как выглядит учебная программа

Программа призвана обеспечить наполнение дисциплины «индивидуальный проект», присутствующей в учебных планах большинства российских школ или занять самостоятельное место в виде курса дополнительного образования для средней (7-9 классы) и старшей школы.

В самом начале ученики формируют команды и выбирают тему проекта. Теоретическая часть помогает получить базовые знания и примерить их на собственную идею. Так, команды развивают проекты и защищают их в формате 5-минутного питча, как это принято на реальных конкурсах стартапов.

Поскольку программа модульная, школа имеет возможность варьировать её длительность и тематические направления в зависимости от их востребованности в регионе нахождения образовательной организации.

После программы у школьников сложатся общие представления о деятельности технопредпринимателей,
о высокотехнологичных отраслях, производствах, глобальных технологических трендах и о том, куда поступать, чтобы связать жизнь с технологиями.

Участники получат представление о развитии технологического бизнеса, начиная с его самых ранних стадий (стартапа) и инструментах его поддержки, а также разберут примеры успешных и провальных стартапов.

На каком этапе сейчас

Программа находится в стадии разработки школой «Летово». После апробации в апреле 2021 года и получения необходимых рекомендаций (в том же году), она станет крайне привлекательна для школ, которым интересно запустить процесс проектной деятельности в технопредпринимательском ключе. Программа разрабатывается
с высоким потенциалом распространения, не будет требовать специального оборудования и дорогостоящих реактивов, но будет создавать возможность сотрудничества школ с территориальными предприятиями, бизнес-структурами, различными детскими образовательными центрами и технопарками для повышения эффективности и качества образовательного процесса.
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:
АВТОР СТАТЬИ:
Климент Лысенко
Поделитесь статьей в социальных сетях!
Хотите узнать больше о инновациях в мировом образовании?
Раз в неделю письма про цифровые технологии в образовании или контент EdCrunch Conf. Анонсы воркшопов, лекций и интервью. Иногда промокоды на курсы и мероприятия.
Прочитайте также
Подписаться на соцсети
©2014-2020, EDCRUNCH. Все права защищены.
История EdCrunch
2018
2019
Организационные вопросы и продажа билетов
hello@edcrunch.ru
Стать партнёром
partners@edcrunch.ru
СМИ
pr@edcrunch.ru
Правовая информация
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.
Made on
Tilda